Законы существования

Вселенная — это университет нашего эго. Она учит нас в процессе нашего развития. Когда преодолеваются границы эго, это означает, что последний экзамен сдан.
Сукти-мала

Сначала мы должны понять законы материального мира, позже поймем и законы Законы существованиясуществования. Мы должны понять природные законы. Понять, что такое природа. Рассмотрим наше тело. Оно создано из пяти элементов природы. И в природе нашего тела заключены рождение, развитие и смерть. Этот закон природы относится ко всем физическим телам. Это непреложный закон и для растений, и для животных, и для человека. Несмотря на то, что некоторые физические тела умирают быстро, а другие существуют достаточно долго, закон для всех один. Так же можно сказать, что у человека и животных один и тот же закон бодрствования и сна. У всех людей это происходит одинаково: я сплю, просыпаюсь, засыпаю и вы тоже спите, просыпаетесь и засыпаете. Даже самые плохие люди засыпают и просыпаются, то же самое можно сказать и о самых хороших людях. Как только человек просыпается, тотчас же возникает его связь с физическим телом и с окружающим его миром. И как только мы просыпаемся, сразу начинаем чувствовать и радости, и огорчения этого мира. Когда мы спим, мы не знаем о радостях и горестях мира. Когда мы говорим, что в бодрствующем состоянии мы ощущаем радость или горе, а в состоянии сна нет, то это значит, что наш ум не присутствует в состоянии сна.

Это применимо ко всем людям без исключения, и ко мне, и к вам. Когда мы бодрствуем, то ощущаем радость или огорчения, а когда спим, не ощущаем. И этот закон существования применим ко всем странам: к Америке, России, Индии, Китаю и т.д. Это всеобщий, всемирный закон. Как же преодолеть эти законы существования? Эти законы применимы ко всем. Даже божества переживают рождение, развитие и смерть. И единственный способ вырваться из этого круга страданий — это духовный путь.

Все вы видели колесо обозрения в парке развлечений. Люди, которые сидят там, постоянно крутятся. То вверх, то вниз. И весь наш мир подобен этому колесу, которое постоянно вертится. Большинство живых существ продолжает вращаться в этом круге. Но у каждого живого существа есть два вида сознания: одно — то, которое участвует в этом кружении, а другое — то, что наблюдает за ним. Поэтому очень важно понять, что одна часть нашей природы — та, которая участвует в этом круговращении — постоянно меняется, а другая — та, которая вечная, — это и есть Истинное Я.

Все мы знакомы с тем видом сознания, которое постоянно меняется, но незнакомы с тем Я, которое неизменно и вечно. Если вы спросите кого-нибудь: «Ты согласен с тем, что ты однажды постареешь и умрёшь?», он скажет: «Да, так оно и будет». Если человека, который бодрствует, спросить: «Ты будешь спать Законы существованияили нет?», он скажет: «Да, через какое-то время я усну». Если же спросить этого человека: «А когда ты заснёшь, ты будешь постоянно спать или проснёшься?», он скажет: «Нет, я посплю и через некоторое время проснусь». Но такие вопросы мы можем задавать только бодрствующему человеку. Спящего человека мы не можем спрашивать: «Когда ты проснёшься?» Если спрашивать бодрствующего человека, когда он заснёт и когда проснётся, можно получить ответ. Так подобные вопросы мы не можем задать животным. Ответ на все вопросы может дать только человек. Но задать их мы можем только бодрствующему, а не спящему человеку. Только бодрствующего человека мы можем спросить: «Что такое сон? Что ты видел во сне? Что с тобой произошло?» Мы не можем задать этот же вопрос спящему человеку или, например, дереву. На все эти вопросы может ответить только человек. И на вопрос о глубоком сне, и о своих сновидениях может ответить только бодрствующий человек.

Разве когда вы спите и видите сны, вы отдаёте себе отчёт, что сейчас верите в их реальность, а потом, когда проснётесь, поймёте, что это был лишь сон? Каждый человек расстраивается или радуется в соответствии с теми снами, которые он видит, но потом, проснувшись, обнаруживает, что сон прекратился. Когда мы находимся в состоянии глубокого сна, то не видим снов и не ощущаем ни радости, ни горя. Мы не можем всегда находиться в бодрствующем состоянии, мы снова засыпаем. Есть ли кто-то среди вас, кто всегда бодрствует и никогда не спит? Или, может, вы всегда пребываете в состоянии сна со сновидениями? Нет. Всегда ли вы спите глубоким сном без сновидений? Нет. Это три состояния, которые постоянно сменяют друг друга. Кто же тот свидетель, который наблюдает за сменой этих трёх состояний? Эти состояния, чередуясь, то исчезают, то появляются. Кто же тот, который присутствует во всех трёх состояниях? Подумайте, постоянны ли эти три состояния в течение дня или они меняются? И есть ли какой-то свидетель, который постоянно наблюдает изменение этих трёх состояний. Задайте себе вопрос: кто же этот свидетель? Вы сами или кто-то другой? Эти состояния не вечны, они меняются. Вечны только вы. Все эти три состояния: глубокий сон, сон со сновидениями и бодрствование, постоянно меняются, но вы остаётесь всегда неизменным. Но даже в бодрствующем состоянии ваш ум постоянно где-то блуждает, ваши желания постоянно меняются. Даже во время медитации вы ощущаете изменения: то одно меняется, то другое. Поэтому во время медитации вы должны смотреть, как происходят изменения, как изменяется ваш ум. Потому что всегда присутствуют два аспекта: тот, который изменяется, и другой — тот, который наблюдает за изменениями.

До сих пор мы идентифицировали себя с этими изменениями, с этими меняющимися состояниями. Нам кажется, что мы просыпаемся, мы засыпаем, мы меняемся. Каждый может сказать о том, что он меняется, что с ним что-то происходит, но очень немногие люди приходят к пониманию, что, несмотря на все изменения внешнего мира и изменения, которые происходят с ним, Истинное Я не меняется.

Настоящая духовная практика, самопознание, познание законов существования состоит в том, чтобы понять, что, несмотря на все изменения, Истинное Я остаётся неизменным. Даже во время медитации иногда вы ощущаете, что находитесь в состоянии осознанности, а иногда ваше внимание рассеивается. Иногда вы вспоминаете какие-то впечатления из прошлой жизни, иногда даже такие, которые потом не можете вспомнить. Иногда вы пытаетесь заснуть, но никак не можете, а иногда наоборот: несмотря на то, что стараетесь не спать — засыпаете. Иногда вы не прикладываете никаких усилий, но при этом остаётесь осознанными и внимательными, а иногда, несмотря на все ваши усилия, внимание ускользает. Иногда мы создаём намерение, и у нас все получается, наш ум стремится к этому, а иногда наоборот: мы не можем себя заставить. Кто же тот, кто испытывает все эти ощущения и проходит все эти стадии? Попробуйте понять: кто Я? Вы сможете это понять, когда ваша медитация будет иметь единственную цель: познать самого себя. Бывает, мы погружаемся с головой в какую-то работу. Но мы не должны погружаться полностью в какое-то действие, а должны познать, что происходит.

Медитация: «Я — наблюдатель»

Сейчас мы некоторое время посвятим опознаванию собственного тела. Попробуйте созерцать, наблюдать все, что происходит в вашем теле. Ваше дыхание должно быть естественным, не обращайте внимания на вдохи и выдохи. Ваше дыхание не должно быть ни глубоким, ни быстрым, все должно быть естественным. Почувствуйте, где находится ваш ум: он сосредоточен на дыхании или на какой-то части тела.

Постепенно вы должны приблизиться к тому, чтобы стать свидетелями собственного ума. Поэтому нам важны три аспекта: мы должны наблюдать своё тело, наблюдать дыхание и наблюдать свой ум.

Оставайтесь наблюдателем трёх вещей: своего тела, дыхания и ума, и постоянно помните о том, что вы — тот, кто наблюдает, вы — наблюдатель. Думайте только об этом, уделяйте внимание только тому, что я — свидетель, я — тот, кто наблюдает. Что бы вы ни ощутили, что бы вы ни наблюдали в теле, в дыхании или в своём уме — все это не так важно, как наблюдать, как осознавать себя наблюдателем, свидетелем. Созерцайте своё тело, но не уделяйте этому первостепенное внимание, созерцайте дыхание, но это тоже не главное. Нам не нужно специально наблюдать и созерцать какой-то внешний объект, во время всех этих наблюдений нужно помнить: я есть. Наблюдающий — ваше Истинное Я. Всегда помните о том, что присутствуют два аспекта: объект и вы сами. Вы слышите какой-то голос: есть голос и есть вы. Если ваш ум на что-то отвлекается — есть ваш ум и вы сами. Что бы ни случилось, вы отделены от происходящего. Что бы ни происходило — не вмешивайтесь, не погружайтесь в то, что происходит, оставайтесь наблюдателем.

Наши святые люди говорили так: наблюдай за представлением, получай от этого удовольствие, но не принимай в нем участия. Что бы вы ни познавали, что бы вы ни видели, помните о том, что вы — тот, кто смотрит, тот, кто познает. Очень мало таких людей, которые понимают, что они являются наблюдателями, остальные — отождествляются, погружаются в то, что они видят.

Некоторое время не делайте ничего особенного: концентрируйтесь на мысли, что я — бодрствую, я — осознан, я — наблюдатель всего происходящего, все воспоминания исходят из меня. Воспоминания приходят, воспоминания уходят. Нет таких людей, которые ни о чем бы не помнили и ничего бы не вспоминали. Но если к вам приходит какое-то воспоминание или уходит, то вы при этом остаётесь на месте, вы остаётесь. Если ум приходит или уходит, то вы остаётесь на своём месте. Наш ум подобен лёгкому ветерку, который постоянно летает: то туда, то сюда, но Сознание подобно бескрайнему небу, которое спокойно и безгранично. Наш ум подобен ветру, который может дуть сильно, быстро или медленно, а Сознание подобно безграничному космосу, который спокоен и неподвижен.

А теперь попробуйте понять, кто вы: вы — тот, кто наблюдает, или зрелище — объект наблюдения. Ведь вы — не глаза, не уши, не ум, вы — Сознание. Все, что вы видите и воспринимаете — это не есть вы, не есть Истинное Я, вы — Сознание. И вы не живете, не находитесь в каком-то определённом месте, это все окружающее находится в вас. Ведь небесное пространство не находится в каком-то определённом месте, наоборот: все объекты вать себя наблюдателем, свидетелем. Созерцайте своё тело, но не уделяйте этому первостепенное внимание, созерцайте дыхание, но это тоже не главное. Нам не нужно специально наблюдать и созерцать какой-то внешний объект, во время всех этих наблюдений нужно помнить: я есть. Наблюдающий — ваше Истинное Я. Всегда помните о том, что присутствуют два аспекта: объект и вы сами. Вы слышите какой-то голос: есть голос и есть вы. Если ваш ум на что-то отвлекается — есть ваш ум и вы сами. Что бы ни случилось, вы отделены от происходящего. Что бы ни происходило — не вмешивайтесь, не погружайтесь в то, что происходит, оставайтесь наблюдателем.

Наши святые люди говорили так: наблюдай за представлением, получай от этого удовольствие, но не принимай в нем участия. Что бы вы ни познавали, что бы вы ни видели, помните о том, что вы — тот, кто смотрит, тот, кто познает. Очень мало таких людей, которые понимают, что они являются наблюдателями, остальные — отождествляются, погружаются в то, что они видят.

Некоторое время не делайте ничего особенного: концентрируйтесь на мысли, что я — бодрствую, я — осознан, я — наблюдатель всего происходящего, все воспоминания исходят из меня. Воспоминания приходят, воспоминания уходят. Нет таких людей, которые ни о чем бы не помнили и ничего бы не вспоминали. Но если к вам приходит какое-то воспоминание или уходит, то вы при этом остаётесь на месте, вы остаётесь. Если ум приходит или уходит, то вы остаётесь на своём месте. Наш ум подобен лёгкому ветерку, который постоянно летает: то туда, то сюда, но Сознание подобно бескрайнему небу, которое спокойно и безгранично. Наш ум подобен ветру, который может дуть сильно, быстро или медленно, а Сознание подобно безграничному космосу, который спокоен и неподвижен.

А теперь попробуйте понять, кто вы: вы — тот, кто наблюдает, или зрелище — объект наблюдения. Ведь вы — не глаза, не уши, не ум, вы — Сознание. Все, что вы видите и воспринимаете — это не есть вы, не есть Истинное Я, вы — Сознание. И вы не живете, не находитесь в каком-то определённом месте, это все окружающее находится в вас. Ведь небесное пространство не находится в каком-то определённом месте, наоборот: все объекты находятся в небесном пространстве. Таким же образом в вас находятся и ваш ум, ваши органы чувств, но для существования Истинного Я существование органов чувств и ума не обязательно. Вспомните о своём Сознании, поймите, что кроме него нет ничего другого. Через пару минут постепенно можно прекращать медитацию.

Все духовные практики, которые вы делаете, должны выполняться с радостью, с удовольствием, они не должны причинять вам неудобства или напряжения.

Я нашу такие часы! И вы можете купить такие в один клик!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *