Детские сады

Хоть я и против детских садов, но сегодня в одном старом потрепанном журнале нашел очень интересную статью по этому поводу. Многим будет интересно. Читаем!..

В семье закладываются те основы, которые еще долгие годы сказываются наДетские сады развитии личности человека. Но многие дети посещают ясли, и почти все они в возрасте от 3 до 6 лет посещают детские сады. Эти социальные институты дополняют семейное воспитание и расширяют круг опыта ребенка. За последние десятилетия функции этих детских учреждений существенно изменились: если раньше их задача состояла в основном в присмотре, уходе, надзоре за детьми, то сегодня они решают еще и задачи систематического воспитания.

Пребывание в детском саду в среде своих ровесников стимулирует развитие чрезвычайно важных процессов социального научения. Совместные занятия под присмотром и руководством получивших специальное образование воспитательниц и постепенный переход от простого времяпрепровождения к занятиям, направленным на достижение воспитательных и образовательных целей, немало способствуют когнитивному и мотивационному развитию ребенка. Сегодня наши первоклассники располагают большим опытом и большими знаниями, чем их ровесники 50—60-х  гг.

Доминирующей в дошкольном возрасте формой деятельности является, как известно, игра. Она придает специфическую окраску и процессам учения, ибо ребенок этого возраста учится прежде всего во время игры.

Детские садыДетские садыИгра необходима ребенку. В игре он присваивает знания и навыки, упражняется в мышлении и действии, развивает  фантазию; воображение.   В   ролевой  игре  ребенок  воспроизводит  деятельность  взрослых   и   отношения  между  ними, переживает  радость и страх, играя, он волнуется и успокаивается, напрягается и расслабляется,  постигает  вымысел   и   реальность. Этот  опыт  абсолютно необходим  для  формирования мировоззрения ребенка, для его духовного и морального развития, для  обогащения его личности.  Как справедливо   отмечает  Д.Б. Эльконин    (1965),   игра — это школа  морали,   к   тому   же   морали,   реализуемом не   в  представлении,  а  в   действии.  То,  во  что и как играют дети, всегда представляет собой зеркальное отражение общества, в котором они живут и содержание жизни которого присваивают, воспроизводя это содержание в игре.

Ниже мы обсудим индивидуальные особенности игрового поведения детей, обнаруживающиеся в детских садах. Этим вопросом довольно обстоятельно занимался Ю. И. Ковальчук (1973), в книге которого родители и воспитатели дошкольных учреждений найдут много полезных практических советов. По мере обсуждения мы будем подразделять наблюдаемые формы поведения на противоположные по какому-либо признаку группы, как мы это уже нередко делали в предшествующих главах.

Например, есть дети, которые предпочитают играть в одиночестве даже если они находятся в детском саду и рядом много сверстников, и дети, которым особенно нравятся групповые игры. Первые избегают контактов со сверстниками или по меньшей мере не стремятся к ним и бывают счастливы, строя в одиночку башню из пластмассовых кубиков, «готовя еду» на кукольной плите, рисуя фломастерами или копаясь в песочнице. Других же детей такие одиночные игры не устраивают, и они могут заниматься ими лишь очень непродолжительное время. Однако такие дети живо интересуются играми, осуществляющимися совместно с другими детьми, такими, как «салки», «прятки», «доктор и больной», соревновательные игры, «большая стройка».

В  целом  частота   групповых   игр  на   протяжении дошкольного возраста увеличивается.   Они   могут   играть вместе,   могут   наблюдать   за   игрой   других   детей   или  же   вообще   не   обращать   на   них   никакого   внимания.  Тенденция развития   игры   по   мере   взросления   ребенка   проявляется вполне однозначно.

Однако на каждой возрастной ступени существуют явные различия в индивидуальных предпочтениях игр того или иного рода. Эти различия могут быть обусловлены разными причинами. Один ребенок предпочитает играть в одиночестве потому, что в присутствии других детей он становится робким, скованным, тревожным. Другой — потому, что он легко отвлекается и нарушает игру. Третий — потому, что боится сильных эмоций, возникающих при игре, не хочет оплошать и оказаться побежденным и избегает ситуаций, могущих принести победу или поражение.

Ребенок, который с удовольствием занимается один, склонен избегать групповых игр. Тем самым он ограничивает пространство своего игрового опыта. Если ребенок постоянно избегает такого рода ситуаций, то вероятность того, что он научится взаимодействовать с другими людьми, уменьшается. Групповые игры не только предполагают наличие способности к социальным контактам, но и развивают эту способность. Постоянное уклонение от этих игр приводит к сужению сферы доступного опыта. В результате особенности личности, которые позднее станут насущно необходимыми, могут замедлить свое формирование или даже вовсе сойти на нет. Если такое частичное отставание в развитии уже наступи ло, то очень легко создается впечатление, что ребенок не обладает определенными качествами, необходимыми для социального взаимодействия и в этом отношении отличается от большинства сверстников. Такое впечатление может легко превратиться в рациональное оправдание того, почему ребенок и впредь будет оставаться в стороне от своих совместно играющих сверстников. Если на этом пути, именно в детском саду, не осуществить соответствующее педагогическое вмешательство и самокоррекцию, то в конечном счете человек придет к одиночеству и социальной изоляции.

Однако и в самой групповой игре можно заметить определенные индивидуальные особенности. Есть дети, у которых фантазия бьет ключом, они постоянно выдвигают различные идеи, вечно пытаются что-то предпринять и стараются сделать игру интереснее. У других же воображение работает плохо, они не всегда знают, чем занять себя, и с благодарностью принимают идеи своих друзей. Можно вспомнить также и о сюжетных играх с различными по своей значимости ролями. Как известно, наиболее престижные роли становятся объектом особых споров между детьми. Большинство детей «отца» или «мать» изображают охотнее, чем «ребенка», «учительницу» — охотнее, чем «школьника», «офицера» — охотнее, чем «солдата». Однако нередко все эти привлекательные роли постоянно достаются одним и тем же детям, а остальные хотя и стремятся их играть, однако без направляющего вмешательства взрослых получить их обычно не могут. И снова здесь имеет место круговой процесс, в котором те, кто уже обладает определенными личностными качествами, получают возможность, тренируя, укрепить и развить их, другие все чаще вынуждены брать на себя менее значимые роли, и в результате их шансы воспроизвести и развить у себя умения организатора, лидера и руководителя, играя эти роли, сходят на нет.

Рассмотрим еще один, последний,  пример данной онтогенетической взаимозависимости. Ребенку, который физически неуклюж и медлителен, едва ли представляется заманчивым участие в подвижных играх. В них с большим воодушевлением играют его проворные, ловкие и быстрые ровесники. Это снова влечет за собой асимметрию вероятностей изменения индивидуальных особенностей: проворный ребенок в процессе доставляющих удовольствие тренировок будет становиться все более ловким, увалень же, которого не тянет участвовать в подвижных играх, напротив, сохранит свою неповоротливость и нерасторопность.

Разумеется, описанная здесь модель кругового процесса с негативной обратной связью не претендует на роль теоретической базы, объясняющей развитие и изменение особенностей личности в ходе игровой деятельности. Однако она вполне пригодна для описания типичных взаимосвязей условий и результатов развития, а также для того, чтобы побудить родителей и воспитателей детских садов к систематическому наблюдению за свободной игрой детей.

Если в результате такого наблюдения в игровом поведении ребенка выявятся Детские садысистематические отклонения, это должно послужить сигналом для сознательного и целенаправленного педагогического вмешательства. Тем самым мы приходим к вопросу об игровом воспитании. Свободная игра детей, не направляемая взрослыми и нередко осуществляющаяся также и в их отсутствие, является, разумеется, весьма ценной и в допустимых границах, определяемых требованиями надзора за детьми, полезной для развития инициативы, способности к творчеству и самостоятельности. Однако рядом с ней должна существовать, особенно в яслях и детских садах, игра, организуемая и направляемая педагогом. «Идеи и предложения взрослых, их пояснения и исправления, организация игры и улаживание конфликтов, тактично осуществляемые и согласующиеся с игровыми интересами и возможностями детей, существенно обогащают игру и помогают использовать заложенный в ней потенциал развития.»

О чем должен помнить воспитатель детского сада, направляя игру доверенных ему малышей и дошкольников? Вот несколько советов, вытекающих из обсуждавшихся выше положений.

Мы должны создавать возможности для игры во всех ее формах, отводя для них свободное пространство и время. Игра, как известно, является в дошкольном возрасте основной формой деятельности. Процессы учения вплетены  в  нее.  В  игре  развивается личность ребенка.

—       Мы должны заботиться о том, чтобы дети в детских садах получали радость от игры, а для этого необходимо учитывать их пристрастия, уметь использовать их предложения и идеи, побуждать их, в случае падения интереса, к внесению в игру изменений или к ее замене.

—        Мы    обязаны    предлагать    детям    новые    игры, терпеливо объяснять их правила и процедуру, участвуя в игре, по возможности поддерживать всякое стремление к самостоятельному выбору или изменению игры.

—        При возникновении ссор и конфликтов мы не должны сразу же вмешиваться и  использовать свой  авторитет, сначала следует попытаться побудить детей к изложению своих точек зрения,  к улаживанию  спора,  примирению и разрешению конфликта собственными силами.

—        Мы должны наблюдать во время игры поведение каждого   ребенка,   а   в   случае   отклонений   искать   их причины   и   пробовать  различные  пути   помочь  ребенку включиться в корригирующую отклонения и способствующую его развитию игру.

—        Мы должны отчетливо осознавать, что каждый ребенок представляет собой личность и обладает индивидуальными особенностями, отличающими его от сверстников. Этот индивидуальный оттенок необходим и желателен. Каждый   ребенок   должен   развиваться   в   соответствии со своими склонностями и способностями.

—        Мы должны как можно реже ограничивать свободу  действий   ребенка   во  время  игры.   Иными   словами, нам  не  следует  постоянно  отдавать    распоряжения,  предписывать,  наставлять,  поучать,  контролировать, вмешиваться,  направлять.  Чрезмерное  вмешательство в игровую  деятельность  ребенка   отравляет  ему  радость, которую   он   получает   от   своих   действий,   разрушает мотивацию и снижает заложенные в игре потенциальные возможности для развития его личности.

Воспитание не должно быть опекающим, а педагогическое руководство ребенком не должно слишком ограничивать его свободу действий. Вмешательство воспитателей детских садов в игру должно расширять возможности для самостоятельных и творческих действий детей. Игра создает поистине идеальные возможности для этого.

С некоторыми моментами я категорически не согласен, но кое-что можно принять к сведению. А как думаете вы? Пожалуйста, напишите в комментариях!

Я нашу такие часы! И вы можете купить такие в один клик!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *